- 21 мая 2001 17:20:03
- Просмотров: 624
В конце XIX века японское правительство энергично
поддерживало молодые компании, которым предстояло стать основой экономики
страны. Правда, на государственную поддержку могли рассчитывать лишь те
компании, чья преданность правительству не вызывала сомнений. В 1874 году
Ятаро Ивасаки продемонстрировал преданность императору, предоставив свои суда
для отправки на Тайвань военного экспедиционного корпуса. Правительство отплатило
Ивасаки с лихвой, передав ему по сниженным ценам несколько судов. В результате
через несколько месяцев флотилия Ивасаки насчитывала уже 30 кораблей. В 1875
году, чтобы подчеркнуть «почвенность» происхождения своей корпорации, ее
основатель переименовал компанию в Mitsubishi Commercial Company.
В интересах верноподданных корпораций правительство затеяло масштабную
программу поддержки «реального сектора». Государство строило крупные и
капиталоемкие предприятия (арсеналы, верфи, металлургические заводы), которые
затем за бесценок сдавались в аренду или продавались наиболее перспективным
торгово-промышленным компаниям. В 1880 году в Японии был принят соответствующий
закон, а вскоре началась продажа и сдача в аренду «образцовых предприятий»
частным компаниям, среди которых оказались Mitsui, Mitsubishi, Kawasaki и другие ныне здравствующие
корпорации.
В 1884 году к Mitsubishi перешла самая большая судостроительная
верфь в Нагасаки (в том же году с нее сошел первый в Японии стальной пароход),
серебряные рудники Икуно и угольные шахты на острове Хоккайдо.
Протекционистская политика государства помогла семейным торгово-финансовым
компаниям превратиться в крупные промышленные концерны - дзайбацу.
Mitsubishi вскоре стала одной из самых крупных корпораций, в сферу интересов которой входили очень многие отрасли- от нефтепереработки до легкой промышленности.
После смерти Ятаро в 1885 году руководство компанией перешло к его брату Яносуки, который в 1890 году за один миллион долларов купил у государства 35 гектаров заброшенной земли неподалеку от императорского дворца. Тогда это приобретение у многих вызвало усмешку. Сегодня этот пустырь превратился в самый престижный деловой район Токио - Маруноучи, а стоимость купленной Яносуки земли сейчас составляет миллиарды долларов.
В 1893 году пост президента компании перешел к сыну Ятаро - Хисайя. К этому времени в состав компании входили подразделения, занимавшиеся строительством судов, нефтедобычей, металлургией, производством двигателей внутреннего сгорания. Выпускник Пенсильванского университета Хисайя решил освоить новые рынки и открыл банковское подразделение, департаменты по торговле недвижимостью и страхованию, а также пивоваренный завод. Хисайя реформировал и управление компанией, объединив все подразделения в холдинг Mitsubishi Ltd.